Никто из наших современников не сможет с уверенностью сказать, какими мотивами руководствовался некий Франтишек Ринт, когда принялся наводить порядок в часовне по приказу своего хозяина Шварценберга. Плод его воображения не оставит равнодушным ни одного человека на этой планете. Кто-то может испытывать брезгливость и бесконтрольный ужас, глядя на это удивительное сооружение, кто-то искренне восторгаться и чувствовать благоговение и покой. Костница, уникальный собор на человеческих костях, что находится в маленьком чешском городке Кутна-Гора, в монастыре Седлица.
История этого таинственного места ведет свое начало со второй половины тринадцатого века, когда в 1278 чешский король Отакар Второй направил в Палестину с дипломатической миссией аббата Йиндржиха. Вернувшись на родину, священник привез немного святой земли с Голгофы, где, по преданию, был распят Иисус Христос. Монахи рассыпали святую землю на одном из небольших участков возле Кутна-Горы, и на этом месте основали кладбище.
Весть о том, что земля на кладбище приобрела необычные свойства, и стала святой, разнеслась далеко. Легенда гласит, что тело умершего человека, погребенного в этом месте, начинает разлагаться только на третий день после похорон. Вполне естественно, что многие чехи и знатные вельможи Польши, Германии, Бельгии завещали, чтобы их похоронили на кладбище в Кутна-Горе.
Самые массовые захоронения в Кутна-Горе произошли в 1318 году, во время эпидемии чумы, когда святая земля приняла около тридцати тысяч трупов. Позже на территории кладбища хоронили монахов-католиков, которые были убиты протестантами. Со временем огромный некрополь, площадь которого составляла около четырех гектаров, упразднили, поскольку там уже не было свободного места. При этом кости были извлечены из земли и сложены в костеле Всех Святых в подвальной часовне Душевной агонии Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Один из монахов, имя которого история не сохранила, предпринял кое-какие попытки навести порядок в хаосе склепа, и сложил кости в шесть огромных пирамид.
В 1784 году монастырь был закрыт согласно распоряжению правящего императора, а земли и недвижимое имущество перешли во владение Шварценбергов. Новые хозяева наняли резчика по дереву Франтишека Ринта и доверили ему почетную миссию – расчистить часовню от горы костей и соорудить в ней интерьер в готическом стиле.
Франтишек рьяно взялся за работу и, недолго думая, в первую очередь взялся за обработку костей. Он погружал «материал» в раствор гашеной извести, сушил, после чего они приобретали специфический белый цвет. Из костей мастер создал удивительный интерьер, и в первую очередь, в качестве благодарности за предоставленную возможность работать в таком направлении, Франтишек сложил герб рода Шварценбергов. Герб представляет собой необычную композицию – ворон выклевывает глаза отрубленной голове турка.
Интерьер Костницы сохранился до наших дней в практически неизмененном состоянии. Воображение посетителей поражает огромная люстра, пирамиды из костей в виде колоколов, дарницы, вазоны и всевозможные мелкие украшения.
Пирамиды из костей являются одним из главных элементов в интерьере часовни. Франтишек соорудил их в виде колоколов, в каждом из которых есть своеобразная система вентиляции – четыре отверстия, а на вершине каждой пирамиды водружена корона, как символ вечной жизни и победы человека над смертью.
Определить точное количество людей, чьи останки были использованы для сооружения такого странного памятника, практически невозможно. Антропологи озвучивают приблизительную цифру – от сорока до пятидесяти тысяч человек.
Христианская церковь до сих пор не озвучила своего официального мнения по поводу такого необычного способа увековечить человеческие останки. Но и официального запрещения тоже не последовало. В принципе, от согласия или несогласия священнослужителей ничего не изменится – на сегодня Костница является едва ли не единственным уникальным склепом, где нашли последнее пристанище многие тысячи людей. Это напоминание о том, что смерть неминуема, а жизнь так недолговечна. Наслаждайтесь каждой секундой, каждой минутой, каждым днем своего существования на этом свете.