Шанхайский ж/д вокзал здесь традиционно для Китая огромен. Внутри здания на линии горизонта нет никакого намека на конец или выход. Но это еще не всё. Выйдя после пятнадцати минутной прогулки от платформы до улицы, мы увидели, что к вокзалу присоседился целый аэропорт. Каждую минуту здесь взлетают самолеты внутренних авиалиний и приезжают поезда с севера. Искусство обслуживания таких гигантских человеко-потоков здесь доведено до идеала.
Разница между северными и южными китайцами сразу бросается в глаза уже на вокзале. Шанхайцы в отличие от пекинцев более низкорослые, в них больше монгольских генов, они более улыбчивые и общительные. Тут-то в полной мере и ощущаешь себя пришельцем, потому что южане уже не стеснялись показывать на нас пальцами, хихикать и фотографировать. Столичные спокойные пекинцы себе такого не позволяли.
После низкого Пекина Шанхай предстает городом небоскребов и пятиуровневых развязок. Надо же в себя как-то 20 миллионов вместить, а расширяться уже некуда. Поэтому Шанхай выбрал путь наверх, ближе к небу.
Все-таки идея добираться ночным поездом была отличной. Мы приехали рано утром, отдохнувшие, выспавшиеся. На знакомство с городом можно было потратить целый день, не теряя времени на проверки и ожидания, если бы мы летели сюда самолетом из Пекина.
Шанхай не зря называют «восточным Парижем». Здесь, как и в столице Франции, тебя первым делом везут к башне. Вот только в отличие от Эйфелевой, местная «Oriental Pearl» намного интереснее, как снаружи так и внутри.
На входе, как и во всех китайских музеях и выставочных центрах, надо просветить свою сумку, отдать все имеющиеся напитки и избавиться от зажигалок. Вода, которую вы себе заботливо купили, чтобы утолить жажду на смотровой площадке, без вопросов выбрасывается, а зажигалки складываются в корзинку, которая будет ждать вас потом на выходе. Правда, вряд ли вы найдете там свой именной Zippo после экскурсии — всему красивому и блестящему там быстро приделывают ноги. Во всяком случае зажигалки с Мао, которую я везла в подарок, там не оказалось.
Вместо наших новогодних ёлок в Китае везде на Праздник Весны висят сотни фонарей.
В праздничные дни охочих к прогулкам «на высшем уровне» оказалось предостаточно. В очереди к лифтам пришлось постоять 20 минут. Первая остановка лифта обозначена на отметке 90 метров над землей. Акрофобы могут начинать нервничать уже здесь. Но этот только начало, потому что наша главная цель — второй шар «Жемчужины», на высоте 251 метра. Если и эти цифры вас не напугают, то для пущего страха инженеры соорудили здесь стеклянный пол на смотровой площадке. Вот тут-то страхи и восстают против логики. Понимая, что ничего страшного не случится, всё просчитано и проверено, ноги подкашиваются сами собой.
Особо впечатлительные так и не решаются ступить на прозрачный пол и жмутся под стенкой, уважительно поглядывая на тех, кто переборол свой страх.
Небоскрёб, который местные просто обозвали «открывалкой» — это здание Всемирного финансового центра. Именно с него когда-то мечтал плюнуть Тёма на более низкий небоскреб Цзиньмао:
Шанхайский Всемирный финансовый центр (Shanghai World Financial Center), 101-этажный небоскреб высотой в 492 метра. Здание находится в новом районе Шанхая Пудонг (Pudong), рядом с Джин Мао Тауэр (Jin Mao Tower), в самом центре финансового района. Высотное здание многоцелевого использования состоит из отелей, обзорных площадок, офисных помещений, конференц-залов и расположенных на нижнем этаже торговых центров. 174-комнатный Парк Хиатт Шанхай (Park Hyatt Shanghai), расположенный в Шанхайском Всемирном финансовом центре, является самым высоко расположенным отелем в мире.
Река Хуанпу делит город на два огромных района: Пудун и Пуси. Приход весны здесь определяют по чайкам, которые начинают кружится над рекой уже в начале февраля. Правда, эти бедные птицы не найдут здесь ни одной рыбешки, потому что заводы тяжелой промышленности на берегах Хуанпу убили своими отходами последнего речного малька.
На нижнем шаре Жемчужины можно покататься на аттракционах, поиграть в автоматы, а в самом низу, на первом этаже находится довольно интересный музей Шанхая. А точнее колониального Шанхая. С исполинскими охранниками-турками, опиумными войнами, злачными домами свиданий. Правда, всё это в макетах, но очень реалистичных.
Шанхайцы считают свой колониальный период постыдным для страны. В основном из-за европейских опиумных войн. В конце 19-го века и начале 20-го город утопал в заведениях для опиумных курильщиков, испытал на себе произвол башибузуков из местной охранки, даже в местное самоуправление уже начали продвигать британцев. Но с другой стороны тот период оставил после себя прекрасную колониальную архитектуру. В те времена, когда в Пекине мечтой горожанина была повозка с осликом здесь были автострады и новейшие автомобили.
К последним, кстати, шанхайцы испытывают такую же страсть, как и сто лет назад. В городе есть свой завод Buick и Audi. Здесь нет того произвола на дорогах, который творится в Пекине, из-за того, что народ только десять лет назад пересел с велосипедов за руль авто.
Для музея в Жемчужины все экспонаты «с человеческим лицом» делались то ли по технологии, то ли в самих мастерских Мадам Тюссо. Выглядят они очень реалистично, а для острых ощущений очередной персонаж оказался старым актером, который из неподвижной скульптуры вдруг «превращался» в живого человека. Поэтому, прогуливаясь дальше, уже нельзя было с уверенностью сказать, кто перед тобой — манекен или очередной шутник.
В следующий раз я расскажу о самом старом ресторане в Шанхае, который влюбил меня в местную кухню; покажу каково это — покататься на самом быстром поезде в мире; поведаю о Банде и главной пешеходной улице Наньджин Лу, о том, что с таксистами торговаться не стоит, а вот с продавцами сувениров этот процесс доставляет особое удовольствие. Ну и напоследок приложу фотографию вечернего Пудуна снятого с набережной: