Достопримечательности Беларуси архитектура эпохи Возрождения

беларусь

Беларусь

Говоря о ренессансном искусстве, перед мысленным взором большинства людей сразу встают картины итальянских живописцев и величественная европейская архитектура. Но стоит отметить, что следы этой великой для всего человечества эпохи можно найти и в менее популярных с точки зрения архитектурного туризма странах. Беларусь будучи частью Великого Княжества Литовского (ВКЛ), испытала на себе влияние и смену всех общеевропейских культурных традиций и до сих пор сохранила уникальные образцы архитектуры и искусства, которые будут интересны любому, отправившемуся в туры в Белоруссию.

Особенную веху культуры Белоруссии эпохи возрождения составляют усадьбы. Примерно с середины XVI в. в крае сложилась выразительная дифференциация усадьбы по группировке и размещению строений. Двор «Ведма» Гзовских (Инвентарь за 1551) включал старый дом и отдельно расположенный фольварк с разными строениями (клети, конюшни, гумно, водяная мельница и др.). Согласно Инвентарю за 1570 г., две усадьбы при местечке Бытень, имения Тризнов имели по двору и гумнищу. Двор включал наиболее характерные строения того периода: несколько жилых домов, кухню, амбары, конюшню, погреб-пивницу. Один из дворов имел малую винокурню. Усадебные дома были уже «высокими», видимо, на подклетьях, остальные — «низкие». Небольшие жилые здания дворов включали сени, одну или две светлицы, комору. Одни из них имели черную избу, другие — большую белую избу-столовую.

Простая планировка жилого дома являлась исходной и служила основой ее постепенного усложнения и увеличения. Оно определялось местными мастерами, которые руководствовались накопленным в крае опытом, развивая его дальше своим личным мастерством и умением.

Планировочно выделенные и обособленные гумнища, хозяйственные комплексы, предназначались для сушки и обмолота снопов, хранения зерна, соломы, сена. Они включали большой набор сооружений: гумна, стодолы, клуни, токи, евни, осети, амбары, спихлеры, озероды и др.

Основная тенденция развития планировочной структуры усадьбы этого времени заключалась в выделении и обособлении ее парадной части — двора с усадебным домом и рядом служебно-хозяйственных построек (амбар или клеть, флигель, конюшня для выездных лошадей, каретная, кухня, баня) и хозяйственного двора, размеры и состав строений которого определялись значимостью имения и зависели от времени его постройки. Со временем хозяйственный двор получил функционально-планировочную самостоятельность и стал называться «дворком». В России вплоть до 1660-х г. утилитарная функция усадьбы казалась единственно важной, особая «парадная» часть еще не выделялась.

С экономическим ростом имения, усадьбы дополнялись производственными постройками, связанными с хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции: кладовыми для овощей (небольшими курными домиками с сенями и кладовыми), пивницами, погребами, склепами, сыроварнями, коптильнями.

Важное место среди построек занимала винокурня, размещаемая обычно рядом с водоемом или колодцем. Одновременно строились баня, солодильня, жилье для работников. Некоторые усадьбы имели водяные мельницы, мастерские по отбеливанию и вальцеванию полотна (белильни), лесопилки и даже рудни.

Постройки двора обычно располагались вдоль ограды, чем достигалась его замкнутость. Центральная часть оставалась свободной. Здесь был колодец, росли деревья. Обязательные элементы двора — ворота и сложная ограда. Обычно это были заметы, могли быть остроги с боевыми башнями по углам. При возведении ограды часто использовались доски обычные толстые и простые плетни. Со временем ограда усложнялась и приобретала светские черты, становясь, например, двухъярусной. На нижней глухой стене строилась ажурная балюстрада.

Соответственно оградам возводились и брамы, которые считались традиционными постройками белорусского зодчества и были архитектурными компонентами усадеб этого времени. Сначала это были простые ворота, затем достаточно сложные и даже монументальные брамы в два—три яруса, с башнями, помещениями различного назначения: караульные, кладовые, залы, тюрьма, светлица с сенями и кладовой и др. Вы можете познакомиться с этим архитектурным шедевром, отправившись, например, в новогодние туры в Беларусь.

Монументальная, завершенная шатром брама в Мыши, известная по Инвентарю за 1728 г., имела кордегардию, а во 2-м ярусе с галереей — жилые комнаты. Брама, приобретая отчетливо очерченные функции жилищно-хозяйственной постройки, становилась выразительным элементом усадьбы, важной частью ее силуэта и вместе с домом создавала ансамбль с выраженной композиционной осью. Брамы являлись важным архитектурным элементом монастырских ансамблей.

Итак, отправляясь на отдых в Минск, в санатории Белоруссии или просто с экскурсией в один из городов этой страны, не смотря на привлекательность местной кухни и сравнительно низкой стоимости на все традиционные туристические развлечения, стоит помнить, что «не хлебом единым» должен быть жив настоящий турист. Вы сами можете сделать свое пребывание в этой, на первый взгляд знакомой и понятной стране, более интересным и запоминающимся, познакомившись доселе неизвестными страницами ее культурной и исторической биографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *